Ушу: вечное сокрытие главного
Запрятывание истины
Признаемся, что, в конце концов, подавляющее большинство людей, которые приходят в группы ушу-кунфу по всему миру, в том числе и в Китае, ставят перед собой вполне прагматичные цели: научиться защищать себя, обрести уверенность в своих силах, улучшить здоровье или просто завоевать медаль на соревнованиях. Кто-то хочет удовлетворить свои амбиции, кто-то ощутить себя «приобщенным к духовной традиции». И этот древнейший механизм «запрятывания истины» любезно предоставляет им все это – и они остаются вполне удовлетворенным, даже не подозревая, что есть «второе дно», значительно боле интересное и глубокое.
Сегодня появляется много форм ушу, которые адаптированы для людей современной эпохи, например, гимнастика #ушу, За этим одновременно скрывается и тонкий обман: люди приходят заниматься всей полнотой традиции боевых искусств, а ему преподносят обычную спортивную гимнастику, просто другого вида и в других одеждах. Подлог может выясниться не скоро – ведь все это обычно сопровождается мощной рекламной кампанией.
И все же, если человек действительно заинтересован и искреннее горит желанием постичь суть кунфу, то этот внутренний мир, внутреннее братство всегда поможет ему. Естественно, делается это не через рекламу, книги или массовые семинары. Хотя традиция и считается тайной, она все же не является закрытой. Наоборот, она открыта для любого, у кого хватит терпения и, самое главное, способности преодолеть свой внутренний эгоизм. Но это — очень долгое дело.
Меня самого долгое время удивляли действительно великие китайские мастера и носители традиции, которые никогда не осуждали и даже не обсуждали той колоссальной рекламной шумихи и профанации, которая твориться вокруг ушу даже в самом Китае. Уже потом, через много лет занятий и жизни в Китае я начал понимать, что это — и есть «запрятывание истины» или «сбережение истины» (шоучжэнь или баочжэнь), и это является частью подготовки носителей учения ушу.
Сегодня эта традиция «сокрытия истины» проявляется еще в более эффективном виде. Если, скажем, иностранцы хотят изучить ушу, например, «постичь тайны Шаолиня» или «секреты тайцзицюань», то Китай всегда готов за некоторую плату предоставить инструкторов, принять делегацию, продать видеофильмы, провести семинары, аттестации и т.д. В большинстве случаев в этом нет прямого обмана, есть лишь просто традиционное «недоговаривание о главном». Это — все часть той же системы «сбережения истины».
Я, например, с трудом могу представить себе настоящего китайского наставника, например, носителя Шаолиньской традиции, который вдруг поедет за рубеж проводить массовый и к тому же коммерческий семинар перед людьми, большинство из которых он не знает. По-настоящему должно пройти несколько лет, прежде чем наставник начал с тобой действительно серьезно общаться — ведь он должен понять, стоишь ли ты того, чтобы передавать тебе традицию. Ведь чтобы изучить какой-нибудь комплекс или, положим, «контактные поединки» вполне достаточно обычного инструктора, а не посвященного наставника.
А вот еще одна часть «сокрытия» традиции кунфу – специальные искажения в записях истории школы. Я был поражен, когда понял, насколько эта традиция намеренного «подправления» распространена в Китае даже сегодня. Ведь все, то написано, может прочитать кто угодно, а вот «истинная история» передается лишь изустно. И знание этой истории, истинной последовательности учителей-учеников является знаком принадлежности к внутреннему кругу посвященных. Впрочем, это говорит и о другом: настоящую историю многих стилей и школ ушу узнать очень сложно, если вообще едва ли возможно, при этом во многих книгах, чаще всего за рубежами Китая, излагаются откровенные выдумки и слухи про историю развития стилей ушу.
☯ Алексей Маслов